Взаимоотношения подростка и взрослых

« Не надо меня учить я сам все знаю! Я не младенец в пеленках, что бы возиться со мной везде! Я уже взрослый и самостоятельный! Я не хочу, что бы контролировали каждый мой шаг! Неужели я не заслуживаю даже капли доверия в свою сторону?! Я сам буду решать, когда и что мне делать, я справлюсь и без вашей помощи! Передо мной открыта долгая, но сложная дорога, пройдя которую в итоге я стану по – настоящему взрослым человеком. На этом пути меня ожидают сложные проблемы, встречи с разными людьми, но я справлюсь и научусь на своих ошибках. Ведь это моя жизнь! Но все равно в некоторых моментах я хочу видеть рядом с собой взрослого друга, который поможет мне своим мудрым советом. Но я стыжусь признаться в этом. Ведь я хочу быть самостоятельным. Поэтому я сам буду преодолевать эту дорогу…»

Всю эту сложность и противоречивость внутреннего мира подростка должен понимать взрослый. Взрослый должен вспомнить каково было ему в свой подростковый возраст? И основываясь на всем этом, он должен выстраивать свою формулу отношения с подростком.

Взрослый должен быть другом подростка, настоящим другом. Причем, не просто другом, как друг – ровесник, а особым другом! Очень важным другом для подростка. Задачей такого друга – помочь подростку познать себя и найти свое место под солнцем в сложном мире взрослых.

Наличие взрослого друга - наилучшие условия для развития подростка, формирование личности. Подросток всегда ищет себе взрослого друга, даже если он этого не показывает. Он в нем нуждается! Но вопрос в том, где он найдет его и кем окажется этот взрослый друг, во многом зависит от погоды в доме и в семье!

Подростку нужно иметь «общее дело» с его взрослым другом. Для этого надо иметь общие интересы. И эта общая деятельность не должна ограничиваться только в помощи выполнения домашнего задания подростка. Так же надо совместно посещать различные театры, кинотеатры и музеи. Взрослые должны интересоваться тем, чем интересуется их ребенок – подросток. Раскрываясь перед ребенком, вы получите намного больше от него в ответ. Самое главное это дать ему понять, что вы наравне. И тогда, вы поймете что чувствует ребенок, какие эмоции он переживает и как мыслит. В семье всегда должна присутствовать чуткость и отзывчивость, доброта и взаимопонимание. Дабы ребенок воспринимал это как должное, что бы эти качества стали для него привычкой его общения. Ведь подростковый возраст это тот период, когда начинает формироваться личность. Поэтому надо стараться создать дома больше уюта и теплоты, что бы сформировалась хорошая личность! Самым главным является воспитание родителей.
Различают несколько стилей семейного воспитания. Ниже будут предоставлены основные виды из них.

Авторитарный стиль - это когда все решения принимают родители и только они! Такие родители считают, что ребенок должен подчиняться им, потому что они являются авторитетами.

Родители ограничивают самостоятельность подростка, не дают ему даже и капли свободы! Они не считают нужным обосновывать свои требования, а за их невыполнение они «воспитывают» подростка физическим наказанием. В последствии чего подросток растет в полном страхе перед наказанием, не научиться говорить своего мнения и налаживать контакт с обществом. И причиной всему этому является чрезмерная строгость и холод со стороны родителей.

Следующим стилем семейного воспитания является демократический стиль. Здесь же, в отличие от авторитарного стиля, родители поощряют ответственность и самостоятельность ребенка, естественно, учитывая его возрастные возможности.

В этом случае, подростки имеют право обсуждать семейные проблемы, высказывать свое мнение, по какому – либо поводу, принимают участие в решении проблемы, высказывает  и выслушивает и обсуждает мнение своих родителей. В общем, дают ему свободу мыслить и чувствовать, что он сам несет ответственность сам за себя. Родители требуют от своего ребенка – подростка осмысленного поведения, что бы ребенок понимал, что он делает. Родители внимательно и чутко относятся к запросам подростка и всегда стараются помочь ему. Но при всем при этом, родители проявляют твердость, дабы не избаловать ребенка, и заботятся о справедливости и здравомыслии ребенка. И все это формирует правильное, моральное, социально правильное поведение в обществе.

Попустительный стиль – ребенок не знает ограничений и запретов со стороны родителей, либо если получают указания от своих родителей, но не выполняет их и даже не задумывается сделать это. Все это возникает из - за неспособности, неумение либо вообще нежелания родителей руководить и следить за детьми.

Входя во взрослую жизнь, такой подросток не умеет воспринимать чужое мнение, считает, что во всем мире прав он и никто другой! А с теми, кто не считается с этим, он начинает конфликтовать. У него сложный характер и он не готов воспринимать какое – либо ограничение или запрет. В этом есть вина родителей, из – за их безразличия к своему ребенку вырастает такая личность, которая чувствует страх и неуверенность.

Если родители не смогут своевременно взяться за контроль своего ребенка, это может привести к тому, что такой ребенок будет вовлечен в асоциальные группы. Причиной всему этому станет еще не сформировавшиеся психологические устои, необходимого для самостоятельного и ответственного поведения в обществе.

Последним является опекающий стиль – это постоянное желание и стремление находиться рядом со своим ребенком, решать за него все проблемы, и даже те, которые сам подросток в силе решить. Родители постоянно пытаются следить за поведением подростка, ограничивают его во всех его самостоятельных поступках. И все это происходит от большого страха за своего ребенка. И родители думают, что постоянный контроль и постоянное присутствие сберегут подростка от недуг. В последствии чего, подросток вырастает беспомощным, несамостоятельным человеком, который никогда не сможет принимать какие – либо решения без чей – либо помощи!