Ведущие линии развития

Сенсорное воспитание направлено на дальнейшее развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций, совершенствование координации движений глаз при сосредоточении взора на предмете (бинокулярное зрение), тактильное восприятие поверхности предметов (игрушек) на основе ладонного (хватательного) рефлекса.

«Веселый бубен»

Цель

Формировать плавное прослеживание движущегося предмета, расширив траекторию его показа в 1,5-2 раза (60-80 см) влево и вправо; более длительное зрительное сосредоточение на неподвижном объекте; восприятие предмета как комплекса свойств (цвет, форма, величина, звук, положение в пространстве). Добиваться увеличения времени непрерывного реагирования до 10-15 секунд и более.

Материал

Бубен детский (диаметром 15-25 см), украшенный сбоку лентами. Ленты разного цвета завязываются через отверстия в ободке (длина 30-40 см, ширина - 15-20 мм).

Ход занятия

Ребенок лежит на спине. Взрослый ласково разговаривает с ним, называет по имени. Наклоняете влево и вправо, пытается сосредоточить на своем лице взгляд, улыбается, стараясь вызвать улыбку малыша. Затем показывает ребенку бубен на высоте 50-70 см от него (расстояние устанавливается исходя из индивидуальных возможностей малыша), начинает медленно передвигать бубен, описывая дугу вправо, потом влево.

Ребенок следит за перемещающимся объектом, поворачивая головку (2-3 раза). Бубен приводится в положение «над ребенком», поворачивается боковой стороной, встряхивается. Ребенок вслушивается и сосредоточивает взгляд на бубне. (Пауза 15 секунд.) Бубен приближают к детской ручке. Взрослый легонько ударяет кулачком ребенка по бубну несколько раз. (Пауза 15 секунд.) Взрослый, напевая веселую мелодию, играет на бубне, поворачивая его разными сторонами так, чтобы ленточки «плясали». Далее следует эмоциональное общение с малышом по ситуации.

Варианты

Аналогичные занятия проводятся с колокольчиками, погремушками (меньшего размера, чем на 1-м месяце, но не менее 5 см в диаметре), а также с различными звучащими сюжетными игрушками (размером до 10 см), демонстрируемыми «на палочке» под удобным для малыша углом обозрения (гремящий попугайчик, поющая птичка, звенящий колокольчиком петрушка).

«Что за ленточки?»

Цель

Ознакомление с физическими свойствами предметов, имеющих различную поверхность: гладкую и шероховатую, скользящую и бугристую.

Материал

Две ленточки (атласная и джутовая или джинсовая) шириной 1-1,5 см; тонкий шнурок длиной 15-20 см с узелками, завязанными на расстоянии 5 см один от другого.

Ход занятия

Взрослый берет гладкую ленточку и накручивает ее на указательный палец - своей правой руки (как бы бинтует его). Поглаживая руку ребенка, взрослый проводит обернутой поверхностью по тыльной стороне его руки, затем по ладони ребенка. Также проводится упражнение с джутовой ленточкой и шнурком. Через 3-4 занятия можно вкладывать в руку малыша поочередно ленточки, шнурок, не фиксируя предмет рукой взрослого. Желaтельно использовать моменты, когда кроха делает попытки раскрыть ладошку, выпрямить пальчики.