Трудолюбие - воспитание самостоятельности у ребенка

Одна из русских поговорок гласит, что если детки маленькие, то и беды у них маленькие, а если дети большие (как вариант, вообще взрослые), то беды у них соответствующие.

Когда о детях говорят, что они цветы жизни,  наверное, это не преувеличение. Тем не менее, довольно трудно потом объяснить, куда эти цветы жизни исчезают. Более того, они имеют обыкновение со временем превращаться в сорняки.

Очевидно, что это во многом зависит от родителей, так как хорошо известно, что яблоко от яблони падает совсем недалеко. Однако это все это рассуждения от лукавого. На самом деле  не совсем понятно, что необходимо сделать, чтобы избежать этого малоприятно тренда. Здравый смысл подсказывает,  воспитывать словами дело абсолютно пустое и бесперспективные:  полноценного человека можно воспитать только своим личным примером, поступками, а не нотациями и претензиями. Везде и всюду можно наблюдать ситуацию, когда папы и мамы, надеясь на то, что их малыш вырастет в честного, благородного, самодостаточного человека,  учат и призывают к одному, а сами поступают по другому, тем самым,  компрометируя все те ценности, к которым они призывают.

Очевидно, если мы хотим, чтобы ребенок был самостоятельным человеком, то привитие ему ценностей труда и трудовых навыков, является приоритетом.  Избалованный человек, белоручка, не только рискует оказаться в числе людей, которые вряд ли смогут добиться в этой жизни успеха. Они еще станут и обузой для других, которые будут вынуждены «терпеть» их по жизни.

Кстати, для привития трудовых навыков необходимо обращать внимание на совершенно элементарные вещи, например, на игрушки, которые он, после того, как наигрался от души, должен убрать за собой.

Надо приветствовать любые навыки проявления ребенком своей самостоятельности.

- Хочешь одеться сам, молодец! Хочешь помочь мне убрать твою постель,  молодец вдвойне!

Обычно родители, зная об этом, пренебрегают инициативами своего ребенка, считая, что и он и все сделают быстрее и лучше, а у ребенка на эту «работу» уйдет огромное количество времени, да еще и получится все плохо. Однако инициатива ребенка сама по себе бесценна. Если она не будет поддержана, то в дальнейшем ребенок ее и проявлять не будет. Зачем, если мама за него все сделает.

Вот еще очень «тонкий вариант»: мытье посуды ребенком чревато тем, что посуда останется «немножко грязной», да еще, не дай бог, будет разбита. Очевидно, что к дорогим сервизам ребенка нельзя подпускать. Однако что-то простое и недорогое, вроде стакана или недорого тарелки, можно (и нужно) отдать ребенку для эксперимента.

Еще важная вещь: не следует превращать ребенка в идола, семейного божка.  Самое опасное в воспитании ребенка, когда мир начинает вращаться вокруг него, а он находится в его центре, получает без усилий все необходимые блага. В то же время, излишнюю строгость приветствовать нельзя. Ребенок должен чувствовать, что его любят, ценят, что в любой момент он может получить от папы или мамы «добрую порцию» родительской ласки, несравнимой ни с чем.

Любая инициатива ребенка, связанная с помощью по дому, должна приветствоваться и, по мере возможности, доводиться до ума.  Однако не так редко встречается и другой вариант поведения ребенка, когда он никакой инициативы в помощи по дому совершенно не проявляет. Можно, конечно, просто «купить» ребенка, пообещав ему нечто, что он очень любит. Но это грубая работа. Гораздо тоньше и привлекательнее с воспитательной точки зрения будет ситуация, когда ребенку скажут, что с удовольствием сходили бы с ним в зоопарк, в аквапарк или в кино, но пока кое-что важное по дому не будет сделано, это невозможно. Желая побыстрее получить удовольствие, ребенок поневоле включиться в процесс помощи взрослому человеку. Впоследствии это превратиться в хорошую привычку, обусловленную мотивом «надо».

С самого раннего возраста имеет смысл приучать ребенка к порядку.  Если у него есть свое место в шкафу, то там все должно лежать если не в идеальном, то в разумно организованном порядке.  Вещи должны быть на своем месте, что позволяет избежать в будущем ситуаций, когда повзрослевший сын будет орать на мать, спрашивая о том, где находятся его носки.  Тоже самое, кстати, можно сказать и о стирке. Очевидно, что серьезные вещи ребенку стирать давать нельзя. Да он и не справится. А вот свои носочки, трусики, маечки, обязательно.

Несмотря на то, что трудолюбие, ответственность, это ключ к воспитанию самостоятельного и зрелого человека, перебарщивать здесь ни в коем случае нельзя. Есть такие вещи и такие виды деятельности, к которым ребенка надо подпускать, как можно дальше. Прежде всего, они касаются сложных и опасных бытовых приборов, например, стиральных машин, утюгов. Конечно, можно похвастаться перед знакомыми, что ваш ребенок управляется с утюгом как бог, но кому это надо – здоровье ребенка намного дороже.