Социальное развитие ребенка

Социальное развитие продолжается на основе эмоционального общения взрослого с ребенком в режимных и игровых ситуациях. Общаясь с младенцем 2-го месяца жизни, взрослый использует разные способы контакта: визуальный «глаза в глаза» (смотрит в глазки ребенка, наклонившись над ним); телесный (нежные прикосновения, поглаживание по спинке, легкое прижатие к себе и др.); эмоционально-мимический (наклонившись над малышом, взрослый меняет выражения лица: спокойное, радостное, грустное, удивленное); вербальный (активизирует малыша своей речью: называет по имени, интонирует голосом, ласкает); конкретно-ситуативный (создает ситуации, побуждающие ребенка «отвечать» взрослому улыбкой).

Примерные ситуации эмоционального общения

Утром, поднимая малыша после ночного сна, мама «здоровается» с ним (создает ему хорошее настроение: улыбается, ласкает, использует бодрящие, веселые интонации, ласковые обращения к малютке). Покормив малыша, мама аккуратно поднимает его вертикально в положение «на плечо». Другой взрослый (папа, бабушка, сестренка и др.)стоит сзади и ласково разговаривает с ребенком, улыбается ему, показывает игрушку, приводит игрушку в движение и т. п. Укладывая малютку спать, мама или папа поют ему колыбельную, ласково поглаживая по спинке, делая легкие покачивания (в ритме спокойного сердца мамы приблизительно 60 покачиваний в минуту). Купая малыша, нежно опуская в воду, взрослые ласково разговаривают с младенцем , употребляя слова - звукоподражания, соотвествующие ситуации, например: «Куп-куп!», «Кап-кап!», «Шлеп-шлеп!», «Кто-кто, кто плывет?», «С гуся вода, а с Алеши худоба!», «Да?», «Да-а-а» и т. п.

Можно подчеркнуть, что все ситуации жизни ребенка должны быть эмоционально «обыгранными», яркими, вызывающими у малыша «интерес» к взрослому, постепенно формируя потребность в социальных контактах с ним.