
Артикуляторный аппарат ребенка «подготавливается» к овладению первыми членораздельными, речевыми звуками (фонемами) родного языка.
Как и на 1-м месяце жизни ребенка, взрослый создает ситуации, побуждающие малютку реагировать на человеческий голос, интонационно обогащая речь, способствует развитию речевого слуха. Родители создают малышу условия для любых речевых проявлений, малыш издает гортанные звуки в момент эмоционального контакта, который приобретает все более длительный и социальный характер.
На 2-м месяце ребенок становится более выносливым: периоды бодрствования удлиняются. Общение с малышом в режимные моменты сопровождается речью в большей степени, чем в период новорожденности, речевые занятия приобретают особое значение.
Примерное речевое занятие
«Га-га-га» И «ко-ка-ко!»
Цель
Активизировать речевые реакции ребенка: появление «гукания». Использовать фольклор, включающий речевые образцы, доступные для речевого подражания.
Материал
Игрушки - курочка или петушок (10-15 см).
Содержание занятия
Мама располагает перед собой ребенка так, чтобы он хорошо видел ее лицо, слышал и видел артикуляцию речевых звуков и звукоподражаний. Ребенок лежит на спине, взрослый неторопливо разговаривает с малышом: «С-а-а-шенька, ма-а-а-ленький! Где Сашок, С-а-а-шенька? Где? Во-о-о-т он!»
Убедившись, что взгляд ребенка сосредоточен на его лице, взрослый начинает артикулировать звуки «г», «х», «к» и звукосочетания «хгу», «кха», «кхо», «га-г», которые возникают у малютки на выдохе. Взрослый как бы подражает, повторяя его речевые реакции. Затем дает их правильную артикуляцию: «гу-у», «га-га», «ко-ко», «ку-ка» и т.д.
Если малыш не выполняет гукания, мама произносит фонемы (звуки), утрируя движения губ, передавая «рисунок» артикуляции в замедленном темпе, давая возможность ребенку вглядеться в лицо взрослого и вслушаться в произносимые им звуки. Затем дается небольшой фольклорный текст:
Гу-у-си, гу-у-си -
Га-га-га! Га-га-га! (Замедленно)
Гу-у-у-ли, гу-у-ли -
Гу-у-гру! Гру-у! (Замедленно)
Ку-ры, ку-у-рочки -
В окно - кко-кко! Ко-ко-ко!
Петушок поутру -
Ку-ка! Ку-ка-ре-ку!
Мама артикулирует звуки, интонирует, изменяет тембр и высоту голоса, темп произносимых фраз. Все эти приемы активизируют слуховые ориентировочные реакции малыша, побуждают к речевому копированию.
В конце занятия взрослый показывает ребенку курочку или петушка, «озвучивая» игрушку. Можно пропеть ребенку приведенный выше фольклорный текст (на мотив колыбельной). Длительность занятия 3-4 минуты.