Как научить ребёнка пользоваться ложкой?

Малыш взял ложку в свои руки! С этого момента начинается долгий период проб и ошибок, побед и поражений, прежде чем он научится питаться без посторонней помощи. Как помочь ему в этом трудном деле?

Одни решительно тянут ложку из рук мамы, другие начинают хватать еду руками, не обращая внимания на ваши протесты. В любом случае ребёнок даёт понять, что отныне желает самостоятельно действовать за обеденным столом. А это значит, что времена, когда вы спокойно кормили малыша сами, миновали.

В большинстве случаев дети питаются не за общим столом, а наедине с матерью. Это позволяет ей сначала сосредоточится на кормлении сына или дочери, а затем в спокойной обстановке поесть самой. А в наш торопливый век многие женщины предпочитают, что бы ребёнок проглотил всё как можно скорее - и дело с концом. Понятно, что, когда его рука начинает тянуться к ложке, мама большого восторга не испытывает.

Некоторых мам очень раздражает, что ребёнок роняет еду на стол, пачкая себя и всё вокруг. Но, как бы сильно вы ни нервничали, не нужно бранить малыша за это. Лучше покормите его сами. Однако если малыш всерьёз решил обойтись за столом без посторонней помощи, то начнёт капризничать и отказываться от еды: не захочет открывать рот, будет отворачиваться, плеваться, хватать пюре не руками... Лучше уж сразу приступить к обучению, которое в любом случае будет долгим. Маме надо быть терпимой к проявлениям неряшливости со стороны ребёнка. Однако нужно помнить, что обед не должен продолжаться более получаса, а тем более порождать ссоры.

В четыре руки

Начинать обучение удобнее всего " в четыре руки" с двумя ложками: одна - для малыша, другая - для мамы. Любознательный человечек будет шлёпать ложкой по пюре, размазывать его по краям тарелки и ронять на стол, стараться самостоятельно поднести его ко рту... И даже если ему удастся в конечном итоге донести до рта какую-то часть обеда, мама должна продолжать кормить его со своей ложки. Потому что в противном случае вкусное овощное пюре может полностью оказаться на столе, " растерявшись " по дороге от тарелки ко рту. Ведь дорога эта длинна, и на ней расставлено множество " ловушек ".

Трудности начинаются уже с тарелки. Наполнить ложку далеко не так просто, как кажется на первый взгляд. Чуть ли не через раз ребёнок поворачивает её " лицом " вниз. После того как он сделает несколько неудачных попыток подцепить еду, мама должна показать ему, что у ложки есть " лицо "и " изнанка " и что наполнить её можно, только если держишь в определённом положении. Гордый этим открытием, ребёнок окунает ложку в тарелку и вынимает её... пустой. Научиться " загребать " ложкой в тарелке довольно трудно. Поначалу ребёнок наполняет ложку, просто погружая её в тарелку. Отсюда вывод: предложите ему ёмкость не широкую, но достаточно глубокую и наполненную до краёв. А пюре при этом должно быть достаточно густым.

Попасть в цель

Впереди долгий путь ложки от тарелки ко рту. Малыш старается держать её как можно ровнее, но она его не слушается. Он быстро теряет терпение и начинает орудовать руками. Когда пища нарезана кусочками, такой метод ещё приемлем, но, если речь идёт, например, о йогурте, это катастрофа. Поэтому лучше не позволять ребёнку действовать таким образом.

Но вот наш ученик снова берёт ложку и на этот раз успешно наполняет её - сам или с помощью мамы. Но вот ротик! Его ещё только предстоит отыскать. До 16 - месячного возраста ребёнок имеет весьма приблизительное представление о строении своего тела. Прежде чем попасть ложкой в рот, он будет тыкаться ею в подбородок, нос, щёки. Чтобы оценить способности ребёнка, попросите его прикоснуться пальцем к кончику носа - он сделает это с трудом. А во время еды ему ещё нужно учитывать длину ложки - очень трудная задача для мозга маленького человека.

Ложка приближается к губам. И снова заминка: рот закрыт. Маленькому ребёнку сложно скоординировать два разнородных движения. Когда малыша кормит мама, она всегда какое - то время ждёт, пока он откроет рот. Но при первых самостоятельных попытках у него ещё нет рефлекса открывать рот одновременно с поднесением ложки. В результате пюре размазано по губам. Остаётся только облизаться и повторить попытку.

Шаг назад ?

Если ребёнок захочет на какое - то время вернуться к прежнему порядку вещей и попросит маму его покормить, не воспринимайте это как отступление от цели. Малыш хочет перевести дух перед совершением нового шага. Развитие детей не бывает линейным. Важно уметь по достоинству оценить усилия ребёнка, даже если они не привели к успеху. Регресс - нормальное явление.

Ребёнок слишком долго не проявляет желания есть самостоятельно? Часто это связано с нежеланием взрослеть. Может быть, у мамы только что появился еще один ребёнок. Не исключено. что мама сама не хочет, чтобы малыш взрослел. Дети тонко чувствуют подобные вещи, подсознательно пытаются " отозваться " на них и остаются в зависимом положении. Возможно, ребёнок боится, что ему будут уделять меньше внимания. Покажите ему преимущества взросления

По материалам журнала "Счастливые родители"
Елена Краснова, психолог