Формирование речи у ребенка

Многие родители слишком рано  начинают беспокоиться о том, что малыш "не говорит". Они готовы искать логопеда двухлетнему крохе, потому что он не умеет рассказывать стихи или выговаривает не все звуки, упуская из виду, что ребёнку положено владеть и многими другими умениями и навыками. Умеет ли он сам одеваться, есть, пользоваться горшком, как относится к книгам и игрушкам, нравится ли ему рисовать и лепить из пластилина и т.д. Конечно, вам не терпится общаться со своим малышом, услышать от него долгожданные слова, но показателем развития ребёнка является не только умение говорить.

Решение. Достаточно ли внимания вы уделяете всестороннему развитию ребёнка? Ведь речь не формируется сама по себе. Крохе нужно общение, новые впечатления, возможность удовлетворять любопытство, физическая активность, здоровое питание. Обратите внимание, хорошо ли понимает вас малыш, выполняет ли просьбы и поручения. Если малыш говорит мало для его возраста слов, отметьте, пользуется ли он при общении жестами или избегает подобного контакта. Обязательно ознакомьтесь с нормами детского речевого развития, чтобы не предъявлять завышенные требования.

А как говормите вы сами?

Речь взрослых - это образец для подражения, и к ней предъявляются определённые требования.

Будьте в поле зрения ребёнка. Желательно, чтобы малыш видел ваш рот, когда вы говорите, - на слух разобрать звуки речи ему сложно. Посмотрев на рот говорящего, кроха сможет копировать движение губ. Логопеды даже используют маленькую хитрость - красят губы яркой помадой, чтобы ребёнок лучше воспринимал речевой образец.

На первом году жизни малыш очень внимательно смотрит на лицо взрослого, и это самый подходящий момент для того, чтобы показать ему, как произносятся звуки родного языка. Первые звуки, произносимые ребёнком, - именно те, которые произносятся губами, - "п", "б", "м".

Не коверкайте слова! Слова должны чётко проговариваться, ни о каких искажениях не может быть и речи. Вам может казаться забавным, как кроха по-своему называет пижамные штанишки или пылесос, и вы сами переходите на трогательный "детский" язык. Не используйте такие "неологизмы", общаясь с ребёнком!

Стройте короткие фразы. Они должны быть просты и понятны для детского восприятия, без сложных оборотов.

Темп речи должен быть нормальный - не быстрый, но и не медленный. Когда вы говорите очень быстро, слова сливаются в единый поток, малышу трудно уловить их смысл. Кроха может также копировать ваш темп речи. Если один из родителей заикается, малыш тоже может начать говорить с запинками. В такой ситуации заикающемуся родителю придётся свести речевое общение с ребёнком к минимуму. Следите и за тем, чтобы ребёнок чувствовал себя психологически комфортно.

Говорите с хорошо выраженной интонацией. Даже если ребёнок ещё не способен понять смысл многих слов, он вслушивается в звучание вашего голоса. Старайтесь разговаривать выразительно, чтобы отчётливо различались вопросительная, утвердительная, побудительная интонации.

Играя с малышом или читая ему книги, говорите за разных персонажей высоким и низким голосом. Читайте ребёнку русские народные потешки, они мелодичны и развивают чувство ритма.

Правильно строим всою речь

Когда малышу исполняется 3 года, он начинает высказываться о себе в первом лице. Раньше он говорил "Ваня хочет пить", а теперь заявляет "Я поел", "дай мне машинку".

Решение. Малышу легче перестроиться на новый лад, если говорить ему "ты", "я", например: "Лена, я прошу тебя,дай мне руку", "Саша, ты сейчас будешь кушать".

Дети слабо воспринимают частицу "не". Когда вы говорите "не бегай", "не трогай", это может иметь обратное действие, и такие слова будут звучать для него словно призыв: "бегай", "трогай".

Решение. Продумайте, как правило построить свою речь. Вместо "не бегай" скажите "стой, остановись", "не трогай" - "оставь, положи", "не бойся" - "смелее", "не плачь" - "успокойся, всё хорошо".

Роль родителей

Случается так, что, заподозрив отставание в развитии крохи, родители начинают водить его ко всем специалистам, какие только есть: неврологу, логопеду, психологу, собирая все новые и новые диагнозы, порой противоречащие друг другу, перегружают малыша занятиями. Но дело почему-то не движется

Решение. Медицина и педагогика могут вам помочь в том случае, если вы сами войдёте в курс дела, проявите интерес и желание взаимодействовать с ребёнком и помогать ему. Ведь именно вы ежедневно говорите "Доброе утро", умываете и одеваете кроху, а за это время можно поиграть с пальчиками, потренироваться застёгивать "упрямые" пуговицы, сделать двухминутную артикуляционную гимнастику и назвать множество предметов, которыми пользовались. Кому как не вам давать малышу простейшие поручения, которые из раза в раз будут выполняться всё быстрее и лучше?

Невмешательство: "В школе учат"

Некоторые родители считают, что всему придёт своё время, и "пусть ребёнок развивается своими темпами". Они руководствуются принципом "хочет-не хочет", дают ребёнку полную свободу. Ребёнок, от которого ничего не требуют, долго не может освоить простейших навыков - как держать ложку, застёгивать одежду, убирать игрушки, он не способен проявить силу воли. Сложности становятся очевидными, когда появляются школьные проблемы - неусидчивость, низкая успеваемость, нежелание учить уроки.

Решение. Будьте внимательны к заключениям врачей, педагогов и мнению окружающих. Родителям труднее всего заметить и признать, что их малыш отстаёт в развитии. Си- туация может быть серьёзной, и если поздно спохватиться, то можно упустить восприимчивый к обучению возраст. Своевременно посещайте детских врачей: педиатра, невролога, психиатра. Важно знать, нет ли у ребёнка белезненных проявлений, которые нужно своевременно лечить.

Подавление инициативы

Речь формируется в процессе разнообразной детской деятельности. Нередко, увидя что-то новое, охваченный эмоциями, малыш начинает произносить новые слова. Крохе важно знакомится со свойствами предметов - весом, звуком, цветом, фактурой т.д. Он получает колосальный опыт, новые навыки и знания. Подавляя инициативу ребёнка, вводя бесконечное количество запретов, взрослые обедняют среду и формируют равнодушие ребёнка к окружающему. Как вы думаете, кто будет успешнее, любознательный человек или тот, кто безучастен к окружающему или постоянно боится сделать неверный шаг?

Решение. Позвольте крохе хотя бы изредка забраться в лужу, порыться в шкатулке с мелкими вещицами, в "священном" ящике с папиными инструментами и насладиться радостными открытиями. Поверьте, они имеют неоценимое значение для вашего малыша!

По материалам журнала "Мой кроха"
Наталья Ильина, логопеда-дефектолог