Чтобы дети росли здоровыми

Кожа - важнейшая «одежда» тела. Кожа ребенка более ранима и особенно нуждается в свете, воде, массировании. Прививайте малышу гигиенические навыки с раннего детства, тогда они закрепятся у него на всю жизнь.

Ветер в поле привольно шевелит травы и листья. Чтобы очистить землю от сухой травы и опавших листьев в саду, надо взять грабли. Так утром нужно очистить кожу головы, спокойно и тщательно расчесывая волосы гребенкой, а затем частым гребнем. Этим укрепляются корни волос, с кожи удаляются отжившие клетки и перхоть.

Пусть ваш малыш наклонится, встряхнет волосами, взъерошит волосы руками. Ну а теперь нужно аккуратно причесаться.

Второе ежедневное необходимое занятие - чистка зубов и массаж десен: тщательно, жесткой щеткой - вечером; легко, мягкой щеткой - утром. Прополоскать рот, горло, прочистить языком все уголки рта, как хорошая хозяйка чистит все углы комнаты. Еще, еще раз промассировать рот круговыми движениями языка. Это отличное средство для предупреждения ангины.

Корень языка составляет зев, соединяющийся непосредственно с глоткой. Движения языка укрепляют ее, придают способность противостоять инфекциям. Двигаясь, язык к тому же и самоочищается.

Ребенок очень рано проявляет желание к самостоятельности. Он жаждет сам есть и пить, одеваться и раздеваться. Его ручонки цепко держат погремушку, отправляют ее в рот, позднее он тянет туда ложку, старается удержать чашку. Еще лежа в коляске, малыш ловит свои ножки, будто хочет их обуть.

«Учи, пока поперек лавки лежит» - справедливо утверждает народная мудрость. «Формируй сложный организм ребенка воспитывающим обучением» - утверждают физиологи.

Движения помогают детям развиваться полноценно. Навыки к мышечной работе развивают и укрепляют все их органы и системы. Без активных движений, без физических упражнений невозможны нормальный рост и развитие организма, и в первую очередь нервной системы.

Движения не только действуют на анатомическое строение тканей и органов, они помогают в воспитании умственных способностей.

Любая необходимая для жизни сноровка воспитывается только в активности.

Сначала ребенок учится самостоятельно подносить ложку ко рту, затем, пыхтя и надуваясь от старания, пытается застелить свою кроватку. А позднее он учится читать и писать.

Писать. Вначале это ужасно трудно. Посмотрите на дошкольника: он пишет буквально всем телом, помогая себе плечами, головой и даже ... языком. У него пока еще отсутствует координация движений мелких мышц кисти. Ему надо пройти путь развития от крупных мышц плеча к более мелким мышцам предплечья, к мельчайшим, связывающим кости кисти. От крупной игрушки к мелкой, от беспорядочных движений к более точным.

«Я сам ... Я сам ... Я сам ... » - бесконечно твердит ребенок и вертится где-то под ногами у взрослого ... Но взрослый не внемлет: ведь ребенок мал, ведь он еще ничего не умеет, а главное, за ним все надо переделывать - так легче самому за него все сделать. Конечно, легче, но совсем не лучше. Не следует ли быть дальновиднее?

Надо не только родить, но и вырастить. Почитайте труды А. С. Макаренко прежде, чем ваш ребенок встанет на ножки.

Ребенок еще плохо говорит, но уже отлично все понимает. «Дай ложку»,- говорите вы, и он подает вам ложку, прощаетесь - машет ручкой. Никогда не забывайте об этом и следите за своими словами, поступками.

Вот молодая мать тащит ребенка за руку. Он отстает и хнычет, просится на руки. Мать не обращает на него внимания, разговаривает с приятельницей. Круглый, упитанный мальчик (ему уже, наверное, больше двух лет) усиливает плач. Мать, не выдержав, хватает ребенка на руки и в ярости говорит ему: «Ну что ты за ребенок, ведь обещал сам идти, ножками. Ему, видите ли, гусей смотреть надо. Больше никогда с тобой не пойду, не возьму тебя, сам ты гусь хороший». Ребенок сидит на руках у матери, блаженно улыбаясь, и, наверное, думает: «Гулять мы все равно пойдем, и ты меня обязательно возьмешь. Сейчас ты только грозишься». Постарайтесь не походить на эту мать.

Один взгляд на ребенка, другой - на себя ради ребенка, а в конечном итоге для себя. Как научить, например, плавать; если и сам этого не умеешь? Поэтому не останавливайтесь в своем развитии, познавайте, учитесь.

Пока учите плавать, будьте рядом. Научили - отойдите. Пусть ребенок сам плывет. Так во всем. Родители не луковица, которую зеленый росток выпивает до дна. Вовремя научив ребенка самостоятельности, вы и свою жизнь сможете сделать содержательней.

А как часто мы видим подобные картины: пришел ребенок на каток, развалился на лавке и подает ногу деду. Сразу, без попыток сделать все самому. Дед в три погибели согнулся, потеет, зашнуровывая ему ботинки.

Конечно, первое время вы перешнуровываете, исправляете работу юного конькобежца, приговаривая: «Все правильно, все хорошо, здесь потуже, здесь послабее шнуруй, завязывай вот так». И с каждым разом делаете все меньше поправок. Показ и требование. Воспитание в обучении, а не на словах.

Потрудитесь, и вы воспитаете у ребенка полезные привычки.

- Вот тебе ложка, вот каша, ешь! - Вы только помогаете, следите, чтобы тарелка не свалилась со стола. Пусть половина каши осталась на столе, на фартучке малыша ... зато сколько старания, сколько восторга. И с каждым днем все ловчее и сильнее руки.

- Убери постель! - Да, разумеется, ее придется перестелить (только пусть ребенок не видит этого), но усилие приложено. Через две-три недели она будет убрана совсем хорошо.

Таков же путь обучения гимнастике. Вначале вы помогите ребенку играя. Ребенок, как может, повторяет за вами одно, второе, третье упражнение. Он марширует, бежит, догоняет вас. Руки его имитируют движения птицы, самолета, колеса, карусели ... Он вместе с вами поет песню, декламирует, под ритм движения читает стихи. Многие выполняют упражнения, декламируя любимые стихи, которые выражают их мысли и чувства.

Растет новый человек. Вы привили ему способность ежедневно производить усилия, создавать. Вы научили его ежедневно мыться, принимать воздушную ванну, делать гимнастику.

Детям пригодятся приведенные ниже специальные упражнения, необходимые для письма, тонкого ручного труда, игры на музыкальных инструментах. Полезны эти упражнения и для взрослых.

Комплекс «У стола»

  1. Руки свободно лежат на столе, пальцы широко расставлены. Сначала постукивайте по столу каждым вытянутым пальцем отдельно. Затем постучите, не отрывая остальные пальцы от стола. Это труднее. Повторите упражнение, согнув пальцы. Шире расставьте пальцы. Лениво работает четвертый палец? Уделите ему больше внимания. Если на удар каждого пальца считаете до 5-10 раз, то ударяйте четвертым пальцем до 20 раз.
  2. Руки лежат на столе. Поднимите кисти с расставленными пальцами так, чтобы образовался прямой угол между руками и кистями. Подержите так кисти. А теперь соедините каждый палец с большим, сильно сжимая их. Проделайте круговые движения. Каждым прямым пальцем в одну и в другую сторону. Сначала быстро, затем медленно. Опустите руки вниз и потрясите ими.
  3. Вытяните руки в стороны. Сгибайте и разгибайте пальцы. Теперь пальцы сжимайте сильнее и энергичнее, затем разжимайте. Сожмите в кулаки и расправляйте пальцы с сопротивлением, как будто кто-то мешает этому.
  4. Опустите руки вниз, затем поднимите вверх. Повторите несколько раз. Задержите руки вверху и потрясите расслабленными кистями. Опустите руки вниз, пальцы сожмите в кулак: сделайте круговые движения кистями внутрь и кнаружи. Повторите упражнение 5-10 раз. Руки опущены. Сделайте круговые движения плечевыми суставами вперед и назад. Плечи поднимите и опустите. Расслабьтесь, подышите минуту, посидите спокойно.

Так вырабатывается культура движений. Сильная, развитая рука легко и точно управляется с вещами. Такая рука закрывает, а не захлопывает дверь, кладет, а не бросает телефонную трубку, переставляет, а не перевозит стул! Плавно двигаются руки, укладывая, переставляя и создавая нужные вещи. Гибкие и ловкие пальцы не барабанят, а играют на музыкальном инструменте, берутся за карандаш - пишут красивым, разборчивым почерком.